Сторонником аристократии как лучшей формы правления выступал
Пифагор (580–500 гг. до н.э.).
Политическая философия Пифагора и его сторонников формировалась в период "аристократической революции" VIII–VI вв. до н.э.
На этом этапе развития общества старая родовая аристократия была отстранена от власти новой аристократией – богачами, торговцами, разбогатевшими ремесленниками.
Необходимо было обосновать правомерность перехода власти от аристократов крови к аристократам духа, выдвигаемым на основе знаний и нравственных достоинств.
А наихудшей формой организации Пифагор считал анархию, поскольку человек по природе не может обходиться без руководства.
Учение о государстве. Для понимания учения о государстве важна иерархия ценностей, которая обусловливает и статусы групп. Самыми главными ценностями были прекрасное и благопристойное, затем – выгодное и полезное и, наконец, приятное.
Идеальной формой правления в связи с этим являлась:
Совершенная Аристократия – правление умных и нравственных людей, живущих в соответствии с прекрасным и благопристойным, ведущих правильный образ жизни - меритократия.
Видя социальное неравенство, пифагорейцы полагали, что гармония во взаимоотношениях между гражданами полиса возможна благодаря
справедливости, как воздаяние равным за равное.
Гармония рассматривалась как числовое отношение, регулирующее вид отношений между людьми в соответствии с иерархией ценностей.
Учение о праве Пифагора основано на понимании права как равной меры для регулирования отношений неравных индивидов. Идею порядка, по его мнению, осуществляет число. Число – основа всего сущего, оно владеет всеми вещами, в том числе и нравственными и духовными качествами.
В системе законодательства пифагорейцев можно выделить:
- "отцовские обычаи";
- справедливые законы;
- божественный закон (число).
Наряду с правом в основе пифагорейской этики важное значение имеет учение о "надлежащем". "Надлежащее" – это правильный образ жизни мудреца, который складывается из победы над страстями, подчинения младших старшим, культа дружбы и товарищества, почитания Пифагора.
Философское обоснование политики исследовал и Гераклит (530–470 гг. до н.э.), который стремился выявить начало всего сущего – им он считал огонь и всеобщий закон развития – логос, что буквально означает "слово".
- Идея меры, характерная для античной этики, обобщена Гераклитом в понятии "логос".
По Гераклиту, логос – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры.
- Гераклит был убежден, что в мировоззрении нет ничего неизменного.
Все течет ("Panta rey" греч. панта реи"), ничего в мире не повторяется.
- В основе изменений лежит "Борьба противоположностей":
"Борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости".
Большинство людей живут не по логосу, поскольку познание логоса, мудрости дано не всем. Следствием этого является социальное неравенство, которое проявляется в неравенстве их интересов. Исходя из этого, Гераклит делит людей на мудрых и неразумных. Неразумные живут но своему разумению, они находятся во власти своих желаний. Только мудрые понимают, что счастье не в услаждении тела, а в размышлении, умении "говорить правду и действовать согласно природе" (т.е. логосу).
Политическим идеалом Гераклита выступает
аристократия – правление немногих, кто живет сообразно логосу. Таких людей мало. Такой человек дорог, но мнению Гераклита, поскольку "стоит десяти тысяч" других людей, живущих по своему разумению.
Демократию он критикует, поскольку это форма правления худших, живущих не в соответствии с логосом.
Гераклит – сторонник не родовой аристократии, определяемой по крови, происхождению, а
аристократии духа, которая формируется на основе личных достоинств - меритократия.
Учение о праве у Гераклита не представляет стройной системы. Он был сторонником писаного права, позитивного закона. По его мнению, "народ должен бороться за закон, как за свои стены". Однако он не различал того, что существует по природе (естественное право), и того, что существует по установлению людей (позитивное право). Поэтому Гераклит полагал, что "все человеческие законы питаются от единого – божественного, который распространяет свою власть насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх". Этим божественным законом является логос.